| КУПАНИЕ КАМЕННОГО
КОНЯ
В лесах, где живёт
Киреметь
Эти места чем-то
напоминают карельскую тайгу: земля,
одетая ковром ломких седых лишайников
и зелёным мхом, в котором прячутся
коренастые боровички со шляпками цвета
поджаристой хлебной корочки. Горы,
покрытые сосновым лесом, черничник и
совершенно не характерные для этой
местности торфяные болота, где ещё,
говорят, водится клюква. Стремительные
речки и тихие лесные ручьи моют узловатые
корни деревьев. И россыпи гигантских
валунов среди сосен, оставшиеся, как
утверждают старожилы, "после потопа".
С доледникового периода сохранились
здесь и некоторые сообщества растений,
реликтовые боры, которые учёные считают
уникальным памятником природы. Щепки
от древних сосен, сохранившие всю
структуру дерева: с сучками, годичными
кольцами и даже прожилками смолы, - можно
найти на полях и в дорожной пыли; вот
только на растопку такие "деревяшки"
не годятся, и не берёт их ни нож, ни топор
- окаменели за тысячелетия, подобно
древним ракушкам-белемнитам, встречающимся
на берегах Волги. Не с ними ли связан
встречающийся в русском фольклоре
сказочно-мистический образ волшебного
"деревянного камня", исполняющего
желания и раскрывающего тайны?
"Рачейские Альпы"
- так называют это место - находятся на
западе Самарской области, на самой
границе с Ульяновской. От Сызрани на
электричке - минут сорок, а дальше - на
попутках или, если повезёт, на автобусе.
Можно пешком или на велосипеде. Именно
этот последний способ дал мне возможность
ещё по пути оценить изобилие этих мест:
отойдя с дороги в глубину леса, я через
несколько минут вернулась к своему
рюкзаку с целой охапкой отборных рыжиков
и маслят. И первое, что бросилось в глаза,
едва я въехала в село, были опять-таки
грибы: белые, подберёзовики, опята, - они
сушились на всех завалинках и крышах,
на разостланной мешковине в сенях у
местных жителей (дело было в конце
сентября).
Село Смолькино находится
в десяти километрах от Старой Рачейки,
ближайшие населённые пункты в пяти
километрах к северо-западу - Алёшкино
и Ерёмкино - уже на территории Ульяновской
области. Прежде, когда Смолькино также
принадлежало Симбирской губернии, три
села связывал общий церковный приход
- храм Николая Чудотворца в Ерёмкине, -
но и после революции, когда церковь была
разрушена, а административная граница
сместилась к западу, сохранилась прежняя
дружба, семейные и соседские связи.
Сейчас церковь в Ерёмкине восстановили,
но смолькинскую паству духовно окормляет
теперь священник из Космо-Дамиановской
церкви в Старой Рачейке.
Смолькино - село по
нынешним временам небольшое, большую
часть его населения составляют чуваши.
Есть магазин, школа, правда, только
начальная, старших детей возят на
автобусе в Рачейку, - фельдшерско-акушерский
пункт и Дом культуры, в котором действует
библиотека и даже свой чувашский
фольклорный ансамбль, неоднократно
выступавший в Сызрани, Тольятти и Самаре.
От бабушек записали уже полузабытые
песни, те вспомнили, как водили хороводы,
справляли праздники. По немногим
найденным в селе старинным образцам
заказали в ателье костюмы, те получились
красивые, яркие и очень похожие на
настоящие, только вышивка не ручная, а
машинная.
Ансамблем руководит
Зинаида Семёновна Молькова, они поют
вместе с мужем Захаром Васильевичем.
Зинаида Семёновна - библиотекарь и
староста села, уже много лет она собирает
воспоминания старожилов, которых с
каждым годом становится всё меньше и
меньше, записывает легенды, рассказы о
знаменательных событиях. И пишет историю
Смолькина. Именно благодаря её бескорыстной
помощи и появился на свет этот материал:
Зинаида Семёновна не только позволила
мне пользоваться сведениями из её
архива, но и выступила в роли добровольного
посредника и переводчика в разговорах
с жителями: многие старики здесь с трудом
понимают и говорят по-русски.
Первые записи о селе
датируются 1733 годом, но сами жители
считают, что первыми поселенцами на
этих землях были предки нынешних чувашей
- те, что уцелели после разгрома Волжской
Болгарии. Опасаясь преследования,
селились в глухих лесных уголках, вдоль
оврагов, на малоплодородных землях.
Поля в окрестностях Смолькина и правда
- песок да камень, хорошо родились лишь
неприхотливые культуры: рожь, овёс,
просо, горох, чечевица да конопля, из
которой ткали полотно, вили верёвки.
Одна из окрестных лесных деревушек так
и называется - Конопляный. За лучшие
поля даже устраивали кулачные бои с
мордвой из соседних Алёшкина и Ерёмкина.
Была и примета: хорошо парни подерутся
- уродится в этом году горох...
Скудными были и луга
- скотину: коров, овец, - пасли на лесных
полянах. До революции лучшие луга
принадлежали священнику церкви в
Ерёмкине: название Пуп-Сярань - "Попов
луг" - сохранилось до нашего времени.
По некоторым версиям,
название село Смолькино получило от
имени или прозвища первого жителя,
охотника Смоляна, Смолько. В соседней
Ульяновской области часто встречается
фамилия Смолькины. Другая версия
напрашивается сама по себе: кругом на
много вёрст сосновые леса, где издавна
добывали смолу-живицу в промышленных
масштабах. На старых деревьях до сих
пор видны следы подсочки, и тут и там
под ногами валяются проржавевшие
жестяные конусы, в которые стекала
живица, и более современные - из пластмассы.
И сейчас здесь у многих старших женщин
заболевание вен на ногах - профессиональный
недуг, заработанный ими во время работы
сборщицами живицы, когда приходилось
таскать по лесу тяжеленные вёдра,
наполненные смолой.
Лес кормил лесных
жителей, лес и обувал, одевал. Из липового
лыка плели лапти, заготавливали мочало,
на специальных станках ткали рогожи,
шили мешки на продажу. Как рассказала
одна из старейших жителей Смолькина
Матрёна Алексеевна Хованова, рогожный
промысел долгое время существовал и
при советской власти, за сто рогож колхоз
платил полпуда муки. Из берёзовой коры
гнали дёготь. Очень распространённым
до революции было ремесло углежога:
звонкий, дающий много жара берёзовый
уголь охотно раскупали для самоваров
жители купеческой Сызрани. Многие
держали лошадей, занимались извозом,
нанимались на лесозаготовки. Между
Ерёмкиным и Старой Рачейкой существовала
деревянно-рельсовая дорога, по которой
возили брёвна с лесных делянок, зимой
дорогу из досок поливали водой, чтобы
лошадям легче было тащить тяжёлые сани.
Почти до начала ХХ
века избы в Смолькине отапливались
по-чёрному. Дед одной из старожилок,
Ксении Матвеевны Исаевой, научился в
русском селе класть печки-голландки, а
потом стал подряжаться класть их
односельчанам. За что за его семьёй на
долгие годы закрепилась уличная
фамилия-прозвище - Голландские.
1921 год был трагическим
в истории Смолькина. Лето выдалось
засушливым, хлеба высыхали, не созрев,
и одна из жительниц, принеся сноп с поля,
решила подсушить его в устье печи: может
быть, после этого зёрна можно будет
смолоть? От случайной искры сгорела
половина села, многие семьи остались
без крова, а лесной пожар, бушевавший
несколько дней, дошёл почти до Алёшкина.
В 1929 году в селе был
образован колхоз. Первые два года многие
были рады; и не только, как принято
считать, пьяницы и лодыри: прежде, до 17
года, земельные наделы давали по числу
мужчин в семье, и те, у кого было много
дочерей, голодали. Революция упразднила
этот, действительно несправедливый,
закон, а с колхозом, как казалось многим,
жизнь и вовсе пошла на лад: каждой бригаде
дали корову, колхозников кормили на
полевых станах. Старые бабушки пекли
хлеб для работников, свежие караваи
привозили в поле и складывали в
общественном шалаше - это казалось
символом сказочного изобилия... Но в
1932 году начался голод. Особенно тяжело
было весной: чтобы прокормиться, собирали
в поле прошлогоднюю прелую картошку,
ели липовые листья, сушили и толкли
почки орешника, чтобы добавить в муку.
Спасаясь от голода, многие уходили на
заработки в Ульяновскую область и
дальше, в богатые чувашские сёла, брались
за любую работу, просили милостыню...
Трудно было и в военное
и послевоенное время, однако, как
вспоминает Мария Тимофеевна Якунина,
молодёжь не унывала: в свободное время
на полевых станах разыгрывали
самодеятельные спектакли, устраивали
концерты, привозили кино.
Во время войны многие
женщины, заменившие в поле своих мужей,
братьев и отцов, сели за руль трактора.
И потом, в мирное время, профессия
трактористки продолжала привлекать
девушек, несмотря на трагическую гибель
молодой жительницы Смолькина: от
самодельного факела, которым девушка
пыталась осветить в сумерках механизм,
вспыхнул и взорвался бак с горючим...
Коснулась Смолькина
и волна раскулачивания, хотя по-настоящему
богатых людей практически не было: так,
у отца Клавдии Ивановны Архиповой, Ивана
Васильевича Коновалова, раскулаченного
в 1931 году, было всего две коровы и две
лошади, да крашеные полы в доме, что тоже
считалось признаком достатка. Чтобы
прокормить шестерых детей, нанимался
на лошади возить лес, но добро, нажитое
честным трудом, отобрали, а всю семью
отправили в Карагандинскую область.
Клавдию Ивановну вырастили дядя с тётей:
в ссылке, в бараке из земляных кирпичей
умерли мать, отец и брат...
По данным переписи
1958 года, в Смолькине было 414 дворов, в
которых проживало 293 колхозника и 121
рабочий, люди держали 227 коров, 896 овец,
54 козы и 9 лошадей. Сейчас постоянных
жителей здесь - около 300 человек, в личных
хозяйствах около 100 коров и 70 овец. Жители
- в большинстве своём пенсионеры. Лишь
у немногих пенсии выше минимальной -
660 рублей, хотя трудиться приходилось
очень тяжело. Как, например, тёте Лизе
Игошкиной, всю жизнь проработавшей
дояркой, или Матрёне Алексеевне Ховановой,
которой довелось и рогожи ткать, и на
мельнице работать, и в леспромхозе, и
даже грузчиком, - и вырастить при этом
девять детей, десятый, мальчик, умер в
детстве. Как и многие женщины старшего
поколения здесь, Матрёна Алексеевна
неграмотная - походила немного в школу,
потом мать не пустила - много работы
было дома: пряла кудель, шила домотканую
одежду...
Главным подспорьем
для сельчан является огород и, как и
встарь, лес. В хороший год сушёные грибы
запасают мешками, собирают ягоды,
лечебные травы: зверобой, бессмертник
- от печени, липовый цвет - от простуды...
Клавдия Ивановна Игошкина, 87 лет,
например, вплоть до этой осени ни разу
не покупала дрова - натаскивала вязанками
из леса, благо он рядом - поле перейти.
* * *
Гремячий - деревенька
в двух километрах от Смолькина, на самом
берегу Усы. Улочка вдоль реки - три-четыре
жилых дома, да ещё один, недостроенный,
кирпичный, принадлежащий некоему
"арендатору". Постоянных жителей
нет - наезжают летом и по выходным, - и
потому в Гремячем нам встретился один
только местный абориген - рыжий пёс,
который страшно обрадовался появлению
людей и, увязавшись, бегал за нами весь
день. Баба Зина хотела забрать его к
себе, но уже у околицы Смолькина пёс
отстал от нас и потрусил обратно.
По традиции русской
топонимики слово "гремячий" обычно
фигурирует в названиях тех мест, где
когда-либо ударила молния ("гром");
например, "Гремячий ключ" - родник,
образовавшийся от удара молнии. Когда
я спросила об этом бабу Зину, она тут же
припомнила случай, когда молния убила
мужа и жену, и четверо детей остались
сиротами. Но, проходя мимо Гремяченского
оврага, баба Зина назвала мне его
чувашское имя: Киреметь-варе. Ну конечно,
раз это место первыми обживали чуваши,
то и первоначальное название деревни
было чувашским - Киреметь, - а русские
потом уж переиначили на свой лад. Да и
какое имя первым просится на язык в этом
скрытом от глаз лесном уголке?
У ближайших соседей
чувашей - марийцев и мордвы (население
соседних со Смолькиным сёл Алёшкина и
Ерёмкина составляет в основном
мордва-мокша) - имя Кереметь носит
языческое лесное божество; причём не
сказать, чтобы доброе: в марийской
мифологии оно противостоит верховному
богу-творцу Кугу-Юмо, хотя Кереметь -
это не сатана и вообще не бес в христианском
понимании, а скорее - олицетворение
стихийных сил, которые могут быть и
дружественными, и враждебными человеку,
и которые следует всячески задабривать,
ублажать приношениями. У чувашей Киреметь
- понятие более широкое. Как говорит
соответствующая статья "Мифологического
словаря" под редакцией Е.М.Мелетинского,
это "название категории духов, в
которых превращались души почитаемых
людей (в частности, предков, колдунов),
а также название святилища, связанного
с поклонением им". Наверное, что-то
вроде славянских чуров или щуров (отсюда
пращур).
Зинаида Леонтьевна
Коновалова - родом из Гремячего. Маленькая,
проворная, с живыми тёмными глазами и
смешливым характером. И чрезвычайно
легконогая для своих семидесяти - я
поспеваю за ней с трудом. С бабой Зиной
мы познакомились накануне вечером у
водопроводной колонки, и она, узнав о
цели моего визита в Смолькино, тут же
вызвалась сводить меня к "самому
большому камню" и к пещере Стеньки
Разина, "через которую Уса течёт".
Как выяснилось, для неё самой эта вылазка
была удобным поводом навестить дорогие
с детства окрестности Гремячего, и
потому любая остановка в пути обставлялась
как некий торжественный ритуал: в каждом
памятном месте непременно нужно было
сесть, оставить кусочек хлеба, попросить
доброй дороги у тех, кто жил здесь
когда-то, и, конечно, выпить за помин
глоток-другой из бутылочки, которую
баба Зина прихватила с собой в дорогу.
Так что очень скоро мне приходится
прилагать немалые усилия, чтобы держаться
твёрдо, и хвататься за крапиву, прогоняя
туман перед глазами, а ей хоть бы что -
шагает себе неутомимо, болтает, поёт и
весело матерится по-чувашски и по-русски
в ответ на карканье ворона (считается,
что тот кричит "Гроб, гроб!", - и если
в этот момент не "послать" его как
можно дальше, то гроб в деревне обязательно
будет). Умело передразнивает крик
какой-то лесной птицы и радуется, как
ребёнок, когда та откликается.
Баба Зина - в своей
стихии. Все эти места исхожены ею ещё в
детстве, вместе с дедом, который во время
войны охотой добывал пропитание для
большой семьи (отец погиб на фронте).
Дедушка для неё - не просто близкий и
любимый родственник, он - глава семьи в
каком-то высшем смысле этого слова,
непререкаемый авторитет во всём, что
касается традиций и жизненного устроения,
вроде древнего старейшины рода, и после
смерти не оставляющего потомков заботой
и покровительством ("Киреметь"!).
Перебираясь по жёрдочкам через речку,
одолевая крутой склон или перегородивший
дорогу ствол упавшего дерева, баба Зина
приговаривала: "Ой, дедушка, помогай
мне!"...
Первая достопримечательность,
у которой мы останавливаемся, находится
примерно на полпути к Гремячему - "сосна,
к которой некрутов водили". Учёный,
специалист по языческим верованиям,
сказал бы, наверное, что сосна эта
обладает всеми признаками священных
деревьев, которым поклонялись наши
предки: выросла наособицу, на опушке
леса, да к тому же на пригорке, у перекрёстка
дорог, и, судя по росту и обхвату, намного
старше всех ближайших деревьев. Наверное,
помнит времена, когда в солдаты брали
не на 2 года, как сейчас, а на 25. Новобранцы
- "некруты", как их здесь называли,
- обнимали огромное дерево и просили:
"Сосна, сосна, верни меня домой!".
Смолькинские "некруты"
ходили в другое место - к Семиключью, -
так называется овраг, где сливаются
семь родников. "Вдоль Семиключья
ольха растёт, ветер качает верхушки.
Наши молодые головушки меч посечёт",
- поётся в старинной чувашской песне,
сложенной в этих краях и бывшей
неотъемлемой частью обряда проводов в
армию, бытовавшего здесь вплоть до наших
дней - сейчас просто некого стало
провожать, молодёжи в селе почти не
осталось. Песня эта звучит теперь только
на выступлениях смолькинского фольклорного
ансамбля, восстановившего обряд проводов,
благо воспоминания об этом сохранились
в каждой семье: до недавнего времени
парень, не прошедший через воинскую
службу, считался в селе незавидным
женихом, вроде бы и не вполне мужчина.
Потому и проводить старались достойно:
специально откармливали и резали быка,
готовили угощение, гуляли несколько
дней. На лошади, украшенной лентами и
цветами, ездили по селу и в гости, девушки
дарили новобранцу платки, вышитые своими
руками, он угощал ребятишек конфетами.
Парня выводили из дома спиной вперёд -
чтобы вернулся, - люди выстраивались
вдоль улицы, прощаясь с солдатом, давали
наказы - чтобы не посрамил родное село,
хорошо служил, слушался командиров, а
если надо - не струсил в бою...
Есть в репертуаре
ансамбля и чувашский свадебный обряд
с традиционным выкупом невесты, её
плачем и утешениями подружек: мол, не
плачь, подруга, а то глаза будут некрасивые,
люди скажут: невеста слепая... Свадебные
гуляния продолжались около трёх дней,
с обязательным застольем, катаниями на
лошадях и посещениями родных. А водки
тогда даже на свадьбе пили мало - не
больше рюмки. Традиционным напитком
было чувашское пиво, но чаще праздники
и заключение сделок отмечали квасом
или чаем с кренделями. Сейчас, к сожалению,
дело обстоит иначе, и пьянство - настоящий
бич для села. Не было принято делать
дорогих подарков молодым, скромным было
и приданое: обычно сундук с одеждой и
постельным бельём, тулуп, перина...
Во время свадьбы
полагалось посещать священные и памятные
места - может быть, именно от этого пошла
современная свадебная традиция возложения
цветов у Вечного огня, памятников и
монументов? В окрестностях Гремячего
таким местом был огромный - выше избы -
камень на склоне горы, но к нему, как
рассказывала баба Зина, дедушка разрешал
ходить только членам их семьи, - видимо,
это всё-таки была родовая святыня. Внизу,
у подножия, лежит другой, плоский камень
- на нём невеста плакала. И Зина-апа,
вспомнив молодость и накрывшись платком,
очень искусно воспроизвела этот плач
- с лукавым блеском глаз из-под платка,
но с настоящей слезой в голосе...
У камня испрашивали
благословения и счастья на долгую жизнь
- и, конечно же, побольше сынков и дочек;
потом молодые поднимались наверх и
целовались. На верхушке камня раньше
было гнездо какой-то большой птицы. Во
время войны баба Зина с братом ходили
сюда за яйцами, оставляя в благодарность
горсть фуража, и птица привыкла к
ребятишкам и, видимо, не обижалась,
продолжала нестись, как домашняя
курица...
Что касается пещеры
Стеньки Разина, у которой баба Зина
бывала в юности, то она находится далеко
в лесу, почти у истока Усы. Однако в этот
раз наша попытка найти её не увенчалась
успехом: мы долго продирались вверх по
течению реки через густой кустарник и
свирепую крапиву в человеческий рост
и наконец, потеряв терпение, выбрались
на просеку (как сказал приехавший вечером
из Старой Рачейки брат бабы Зины, не
дошли метров двухсот).
По-чувашски название
Смолькина звучит примерно как "Аса
Пусе" - "начало Усы", хотя через
село протекает не сама Уса, а её приток
Каргалка; Уса начинается выше, за
Гремячим, почти у посёлка Дружба.
Легендарная разбойничья речка, впадающая
в Волгу у Молодецкого кургана, в
окрестностях Смолькина больше похожа
на тихий ручей, петляющий меж ольховин,
однако именно здесь в ней, в чистой и
холодной воде лесных родников, до сих
пор водится форель. Несколько лет назад,
когда мы с друзьями стояли лагерем в
походе недалеко от Гремячего, я видела
стайку из трёх пятнистых рыбок, державшихся
на перекате, куда мы ходили мыть котелки:
пугливых форелей приманили остатки
каши. В доме бабы Зины сохранилась
старинная рыболовная снасть под названием
атма - разновидность верши, нечто вроде
лубяного решета с высокими стенками.
Возле Гремячего в Усу
впадает Винная речка - во времена
советской власти на её берегах тайно
гнали самогон. Ниже Смолькина в неё
вливаются воды Каргалки, которая, в свою
очередь, имеет два притока, один из
которых берёт начало у Семиключья.
Вообще ручьёв, родников и речушек здесь
не счесть, несколько полноводных ключей
есть и в самом селе, у некоторых из них
сохранились выдолбленные из цельных
древесных стволов колоды, в которых до
сих пор полощут бельё. В старину на
берегах ручьёв и речек стояло много
водяных мельниц; половинку мельничного
жернова я видела возле дома бабушки
Матрёны. А вообще, как утверждают геологи,
в глубине, в карстовых пустотах, здесь
протекает большая подземная река. Немало
и пещер, большинство из которых местные
жители почему-то связывают с именем
Степана Разина. Самую известную из них,
находящуюся в окрестностях Смолькина,
я нашла случайно ещё в том памятном
походе, отправившись побродить и
наткнувшись на интересное явление:
будто растрескался цельный скальный
массив, образовав живописный каменный
лабиринт, в одном из закоулков которого
обнаружился ход, ведущий под камень. Но
забраться далеко не удалось: ни фонарика,
ни свечки с собой не было.
Со смолькинскими
карстами связана и одна из местных
легенд, страшноватая и таинственная,
как и все остальные. О том, как когда-то
давно в яму, разверзшуюся внезапно на
дороге, рухнул целый свадебный поезд -
молодые, гости и лошади с телегами.
Несколько дней из-под земли слышались
стоны, потом всё стихло. Не знаю, правда
ли это, но у дороги к Алёшкину, возле
лесного питомника действительно есть
карстовая воронка, заросшая лесом.
Многие смолькинцы помнят, что ещё лет
двадцать назад в её центре был глубокий
провал - колодец метров 15 глубиной, потом
его затянуло песком. И дорога там делает
резкую петлю - так, словно раньше
пересекала место провала...
О том, почему провалился
под землю свадебный поезд, старики
говорят почти одинаково: проклял их
кто-то; может быть, неудачливый соперник,
а может, и другие недоброжелатели, - мало
ли завистников у чужого счастья? В силу
проклятия чуваши вообще очень верят; в
старину, например, в семейных ссорах
старались не употреблять бранных слов,
чтобы не притянуть злые силы, обходились
безобидными оскорблениями: ты зерно,
ты рожь, ты овёс... Верили, что словом
можно причинить серьёзный вред и даже
убить: проклянёшь - и человек станет
болеть и умрёт, а то и вовсе земля его
живым возьмёт, или в камень обратится.
Есть на околице Смолькина камень, который
местные жители называют "Бабай-тюле"
или, попросту, "бабайкой". Напоминает
он какого-то древнего идола, а скорее -
надгробную плиту, на одном конце которой
можно различить полустёртое изображение
человеческого лица в остроконечном
головном уборе с орнаментом, в котором
ясно просматривается колесо с шестью
спицами - солярный или громовой знак;
ниже лица - выступ, будто сложенные на
груди руки. Зинаиде Семёновне Мольковой
даже удалось раскопать в этих краях
историю о некоем старике-татарине
("бабай" по-татарски - старик),
который помогал разбойникам и за это
не удостоился погребения на общем
кладбище (старинное татарское кладбище
сохранилось в окрестностях). Однако
есть и другая версия: камень-де вовсе
не надгробие, а... окаменевшая женщина
в остроконечном чувашском сарпане, а
"бабай" - мордовское произношение
слова "баба". "Проклинали эту
бабушку, говорили: "Будь камнем",
- она и окаменела...".
Жертвой проклятия
почитают здесь и местную языческую
святыню - Каменного Коня. Коню этому,
как утверждает главная хранительница
лесных тайн Малка-апа - Меланья Андреевна
Ионова, - две тысячи лет, есть у него и
имя - Самеле. По преданию, конь, даже
несмотря на побои, не смог сдвинуть с
места слишком тяжёлый воз с дровами, и
тогда жестокий хозяин, потеряв терпение,
проклял верного труженика. И живёт
теперь в Каменном Коне дух дождя -
Киреметь. Во время засухи Коню до сих
пор приносят дары (считается, что
необходимо что-нибудь "живое" -
яйца, рыбу и т.д.) и с помощью специального
берёзового веника омывают его водой от
Семиключья. Омывают водой и "бабайку",
благо она совсем рядом; к Коню, находящемуся
в глубине леса, в нескольких километрах
от села, восьмидесятипятилетней бабушке
Меланье ходить уже тяжеловато... Но когда
я в разговоре, выясняя религиозную
принадлежность своих собеседниц, назвала
этот обычай языческим, на меня едва не
обиделись: какое же язычество, если
молитвы при этом читаются самые что ни
на есть православные - "Отче наш",
"Богородице", "Святый Боже"...
Наверное, истинно
церковный человек с этими доводами не
согласится. Но мне думается, что в
нехитром крестьянском двоеверии куда
больше праведности, чем в лукавом магизме
многих современных людей, относящихся
к православию как к страховке или счёту
в банке; я давно подозреваю, что самое
большое общество обманутых вкладчиков
находится в аду. Я думаю, что есть два
вида язычников: одни в богах и лесных
святынях ищут истинного Бога, праведного
и милосердного, Творца всего сущего
(земли, леса и камней - в том числе), а
другие - места, где можно от Него
спрятаться. Первыми движет любовь к
земле-кормилице и всему, что на ней живёт
и произрастает, вторыми - поклонение
силе, откуда бы она ни происходила.
Поэтому я не верю современным неоязычникам,
хотя сама, каюсь, прошла через эту ступень
(потому, собственно, и не верю). Хотя
преклонение перед творением Божьим
тоже может быть одним из путей к смирению
- мы ведь не язычники, мы хуже, мы
поклоняемся творению рук человеческих
и во имя его бездумно разрушаем всё, что
нас окружает... Оттого-то и приходит в
упадок село.
И в Смолькине, как и
везде, самая большая проблема - это
работа и, конечно же, люди. И прежде-то
цвет сельской молодёжи, выучившись,
стремился осесть в городах, не видя для
себя иных перспектив, а теперь, после
развала колхоза, и подавно. Те, кто не
может найти работу, пропивают родительскую
пенсию. Хотя, как считает Зинаида
Семёновна Молькова, какая может быть
безработица в селе: земля есть, сажай
себе картошку на продажу, как делают
многие. "Чтобы изменить жизнь к
лучшему, нужно начинать с деревни.
Знаменитый агроном Терентий Мальцев
всегда призывал к тому, чтобы земля у
нас была в почёте. Приучать детей к
земле, к тому, что её нужно любить, тогда
она и родит урожай, прокормит народ...".
Кое-кто неплохо зарабатывает на заготовке
леса: местный лесхоз продаёт делянки
под вырубку, но, как считают разумные
люди, процесс этот чем дальше, тем больше
становится бесконтрольным и грозит
самому существованию уникальных
реликтовых боров. Как мне сказали в
Жигулёвском государственном заповеднике,
чтобы сохранить их, есть планы открыть
филиал заповедника в районе Смолькина,
но главное - переменить сознание людей,
их отношение к земле.
И для этого совсем не
обязательно купать Каменного Коня.
Локтева Надежда Юрьевна
| |